Индюк: паломничество номер шесть

Такой магнитик на холодильник я обязательно сделаю себе в индивидуальном порядке.
Как будто коротенькая эпоха пронеслась перед глазами с тех пор как я впервые оказался под этими скалами в 2007 году. Бурное скалолазное освоение района силами краснодарцев, туапсинцев - да много кого; фестивали "Скалы юга" - их расцвет, а затем переключение главных его организаторов на другие проекты... Ради Индюка никогда не было жалко отмахать полторы тысячи километров от дома.

Гора Индюк Гора Индюк


Отличный тренировочный полигон, где в режиме похода выходного дня можно в компактном и концентрированном виде отработать большинство элементов летних технических восхождений, включая подходы; где можно прокатить потрясающе красивый даунхилл и техничный кросс-кантри по лесу на горном велосипеде или маунтинборде; пособирать грибы, ягоды, каштаны, жёлуди; пожить в палатке в окружении высоченных буков, пряча съестные запасы от любопытных и наглых енотов, а сахар - от муравьёв.

До отлёта в Азию оставалось две недели. Тренировки на городских скалодромах не вызывали особого азарта. Хотя в данном случае я премного благодарен тем людям, которые меня на них вытаскивали. Шальная мысль - и вот уже просмотр дат и наличия билетов, прикидка бюджета, количества груза, местных стыковочных транспортных рейсов, исходя из всего этого - более детальной программы. Впрочем, главный вопрос - с кем - пока висел в воздухе. "Соло" не отметалось, несмотря на воспоминания 2008 года, - тот вариант оказался явно "перетяжелённым". Тогда же зарёкся впредь таскать в рюкзаке банки с консервами.
- Привет, а мы завтра пойдём лазать? Во сколько и куда? - сообщение вернуло из витания в облаках.
- Да, - подтвердил я прежнюю договорённость. - А не хочешь съездить на скалы? На шесть-семь дней, будет стоить вот столько-то, снаряга есть, с едой я вопрос решаю, выезжать через четыре дня, доступных билетов туда осталось пять штук.
- Мне надо подумать, но в целом я не против...


Горы... Дорога к горам - это как задание в многомерном искривлённом пространстве удобной и логичной системы координат. Не важно даже, какое будет имя у Горы, где она расположена, какая у неё высота, крутизна склонов, какие виды и формы рельефа. В канадской системе обучения горных гидов есть понятие "mountain sense" - "чувство гор", подразумевающее способность принимать быстрые интуитивно правильные решения в различных ситуациях. Большинство организационных шагов этой поездки, начиная от вылавливания билетов и заканчивая посадкой в поезд, были сделаны на таком вот "sense".

Тем временем город N испытывал жителей то очередными волнами жары, то тропическими ливнями.
- А я буду сидеть на диване под кондиционером! - похвасталась о перспективе ближайших дней одна из спортсменок нашего клуба.
- А у нас будет несколько часов, чтобы сходить на море - перед скалами и после...
- Там будет море???!!! Почему вы раньше не сказали???
В утешение мы пообещали привезти плюшевого медведя для её большой коллекции.

Тридцать три с половиной часа в поезде, бессонная ночь, местная электричка и подъём со всем скарбом в гору - такой набор удовольствий бесплатно прилагался в билету. В вагонах, населённых в большинстве своём городскими обывателями, едущими на курортные "юга" неполным семейным составом, царил матриархат широкого спектра проявлений - от либерального до деспотично-истеричного. И, разумеется, не без хотя бы одного храпящего на весь вагон пассажира.
За Горячим Ключом окончательно стемнело. Через приоткрытое окно проникал запах леса, в свете редких фонарей вырисовывались контуры станций-разъездов Фанагорийское, Долина Очарования, Чилипси. За длинным туннелем под Главным Кавказским хребтом слева по ходу должна была показаться гора Индюк, но она тоже пряталась в темноте этой южной ночи. Уже не тяжелели веки и не тянуло постоянно зевать - наоборот, появилось притупившееся в последнее время чувство, когда хочется бить копытом, сжимать в руках треккинговые палки в ожидании команды "под рюкзаки" и скорого старта наверх. Под рюкзаки, впрочем, было ещё рано.

Та логистическая задача наверняка имела другое, с какой-то стороны, более удобное решение. Но его стоимость превышала разумные пределы. Так или иначе, с двух часов ночи до половины седьмого утра нам предстояло провести в Туапсе - черноморском портовом, транзитном, торговом и отчасти курортном городе. На опустевшем пляже, с ночным купанием, когда вода при каждом заходе кажется всё теплее и теплее; в то время, когда засыпают самые припозднившиеся кафешки и дискотеки; в предрассветные часы, когда от ветра с гор особенно зябко и хочется натянуть флисовую кофту и штаны; когда, наконец, белеет небо и гаснут огни кораблей на рейде.
А ещё - когда похвастаешься, что загорал не под солнцем, а под гораздо большим количеством звёзд!

Предутреннюю дремоту мы прогнали, позапускав камешки в воду - на дальность, на количество подпрыгиваний над поверхностью, на вход без брызг. Мокрые полотенца, купальник, плавки пришлось повесить снаружи рюкзака, вызвав улыбки прохожих и пассажиров электрички.

На трансформаторной будке около станции Индюк добрые люди нарисовали крупный и чёткий указатель на тропу на гору. В спокойном темпе, даже предварительно просолившись в морской воде, до Родниковой поляны мы шли немногим больше часа. Я боялся, что к выходным дням набежит приличное количество людей, сможем ли с комфортом и простором встать именно на примеченной мной полянке между Индюком и Индюшкой?
Но - то ли сравнительно ранний ещё час, то ли сезон, когда большинство местных альпинистов и скалолазов в более далёких и высоких горах, - на тропе мы встретили только одну компанию маунтинбайкеров и ещё одну компанию у костра на стоянках у водозабора. Судя по сухости грунта, дождей не было давно. Ручей на Родниковой поляне худо-бедно функционировал; с каждым последующим днём всё беднее.
В наше походное меню, между прочим, было включено запечённое и подсушенное мясо индейки.

Первый день можно было назвать адаптационным. Больше ходили вокруг камней, я вспоминал все тропы и проходы - так, основательно зарос папоротником проход между вершинной башней Индюка и Короной со стороны Перьев (с юга - юго-востока). Лишайник и мох возвращают себе позиции на многих маршрутах: не так часто теперь их ходят и чистят. Успели полазать чуть-чуть на "Сыре" и на "Подкове", пока солнце не раскалило скалу и не превратило "положительные" участки в "сковородку". Ноги и руки вспоминали, что такое естественный рельеф, и как по нему двигаться.
Зашли на вершину по самому простому пути полюбоваться панорамами и взглянуть на тренировочные камни сверху:
 

Сыр Сыр


"Сыр" (от проходящих туристов можно было слышать ещё "Сырная голова") словно смеётся над скалолазами, неуклюже ползающими вдоль шлямбурных дорожек. То ли дело многочисленные местные ящерки!

Те дубы, что не смогли конкурировать по высоте с буками на поляне, забрались и пустили корни выше по склону:
Верхний ярус Короны Индюка
За "скальным иллюминатором" - зелёное море западно-кавказских лесов:
 

Северный откол Северный откол



Второй день был более продуктивным по лазанию. Несколько дорожек на "Сыре" и "Подкове", пока те в тени, а "зрители" из числа проходящих туристов и одной малой группы скалолазов ещё не подтянулись, и снова на вершину Индюка - уже по трёхверёвочному маршруту "Каникулы Бонифация". Третий раз его хожу, и наконец-то довелось полидировать первую и третью верёвки.
 

Маршрут Маршрут


Заодно разведали самый верхний родник, между Индюшкой и Индюшонком, именно тот, о котором в путеводителе говорится: "Не пересыхает даже в самые засушливые годы".
 

Верхний родник Верхний родник


Самая чистая, самая холодная и самая вкусная вода - не соврали! Он и стал основным нашим источником живительной влаги на оставшееся время.
Тогда же, делая вечерний променад от Родниковой поляны через Локомотивские ночёвки и Перья и далее вокруг скал вершинной башни, от камня "Телевизор" заползли на площадочку, от которой метров восемь оставалось до вершины Индюка. Без снаряжения. Обратно - только в распоре "ноги-спина" пару метров над провалом, в который срываться ну совсем неохота. Испытание на крепость нервов и умение сосредоточиться.

Третий день "по науке" отвели под "отдых": сходили на Индюшку, откуда лучше всего заметен небольшой скальный останец Индюшонок:
Индюшонок
Плюс немного лазания по простым линиям.

А на четвёртый день, вернее, вечер, уже надо было уходить обратно в цивилизацию. Запас продуктов ещё оставался, газ на дне баллона - тоже, в случае чего - дров вокруг было в избытке. Поджимали только купленные билеты.
Отдых пошёл на пользу. Полезлось сразу хорошо, в "меню" добавили линии на вершинной башне Индюка, на "Лестнице" и "Сочинском".

На спуск в посёлок я изначально заложил времени с большим избытком. В прошлом дважды доводилось опаздывать на электричку, промахиваясь с тропой от водозабора.
В этот раз, стараясь не пропустить ни один маркировочный знак на тропе, мы за час с четвертью оказались в этом милом, но глуховатом местечке:
Станция Индюк
А Северо-Кавказская железная дорога решила напоследок нам пощекотать нервы.
Двадцать минут от указанного времени прибытия последней электрички... тишина, сгущаются сумерки, всё реже движение машин по шоссе.
- Да должна вроде она скоро подойти, задерживается что-то немного... - развела руками тётенька-диспетчер, единственная обитательница станционного здания.
Задержалась она в итоге на час.
 

...и вновь море. Вновь ночное. На этот раз волнующееся, более холодное, мутное, брызгающееся неритмичными волнами. Но в свете полной луны.

Туапсе не стал нарушать хорошую традицию предыдущих поездок, подарив шикарный кадр "Напоследок":
Табло Туапсинского вокзала
Так и не понял до конца: правда ли есть такой прямой рейс из Сибири ТУДА, или это мнение туапсинского искусственного интеллекта о Новосибирске?

Вверх
3 пользователя проголосовало.

Комментарии